Немного об архитектуре города: рецепт Нью-Йорка
Для начала за основу возьмем сельские дома первых голландских колонистов – дощатые постройки, ориентированные на заполнения как можно большего пространства светом. Начиная с 1664 года начнем на них лепить простые коробчатые каменно-кирпичные дома с вальмовой крышей. Назовем это георгианским стилем архитектуры, потому что как ни как голландская колония перешла к англичанам.
Теперь нужно добавить легкости и утонченности – в начале 19 века вводим в моду ‘федеральный стиль’, основанный на классицизме. Рассыпаем тут и там оформленные колоннами стройные портики и треугольные фронтоны. К 30-м годам 19 столетия еще больше усиливаем любовь к чистым классическим формам. Разбавляем город неогреческим стилем, помечая им Федерал-холл.
Но что-то вкус становиться пресноватым, пора добавить остроты — готику и романский стиль. Устанавливаем пару церквей со стрельчатыми арками и зубчатыми башнями. Центральной делаем церковь Троицы в Нижнем Манхэттене.
Заодно перебрасываем через пролив мост до Бруклина, слегка посыпая его неоготикой.
Наигравшись вдоволь с кирпичом и песчаником, вольем немного золота и роскоши. Поднимем нижние этажи за счет монументальных лестниц, а фасады из белого известняка украсим резными коринфскими колоннами. Именуем это все великолепие боз-ар, и рассыпем по острову в виде Нью-Йоркской публичной библиотеки, музея Метрополитен и Центрального вокзала.
В начале 20 века займемся, наконец, и небоскребами – места уже на так и много надо расти вверх. Высотным гигантам лучше всего подходит строгость и чистота ар-деко. Вот и начинам выстраивать вверх сперва Крайслер-билдинг, а за ним и Эмпайр-стейт-билдинг.
Затем выпустим поиграться Роберта Мозеса – он наведет порядок, безжалостно реконструировав обширные городские пространства, хотя и уничтожив парочку-другую кварталов. Увлечемся лаконичными формами модернизма и к концу 20 века заполоним город ‘стеклянными коробками’. Ну и напоследок присыплем это все деконструктивизмом – добавим прямым стеклянным стенам волн, изгибов, разломов и вмятин.
Завершим это все гигантским белым скелетом динозавра на транспортном узле возле Всемирного торгового центра. Скажем, что мы видим тут взлетающего к небесам голубя.
Вот теперь можно и пройтись по нашему творению. Мы увидим, как тонкие звенящие стеклянные гиганты перемешаны с крепко стоящими на земле кирпичными приземистыми тяжеловесами, как будто лес сталагмитов, где каждый растет в своем собственном темпе.
Они налезают дуг на друга, подминают друг друга под себя, смешиваясь в одну безликую каменную массу. В конечном итоге идентичность и индивидуальность каждого здания размазалась по узким пронумерованным стритам. И тысячи окон сливаются в километровое полотно разноцветной мозаики.
Всем хорошего дня, MarrySav!)
This post is also available in: English

